Частное общеобразовательное учреждение Православная гимназия имени Аксо Колиева
РСО-Алания, г. Владикавказ

Поиск
Нормативно-правовая база аттестации работников образования
Создать контент...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.

 РАЗЪЯНЕНИЯ К НОВОМУ ПОРЯДКУ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Основными задачами аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Нормативная правовая база аттестации:

·     Закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

·     трудовой кодекс РФ (статьи 196, 81);

·     приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

·     приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

·     В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2014 № 1115н профессиональный стандарт "Педагог (воспитатель, учитель)" будет применяться с 1 января 2017 года;

·     приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

·     Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников, должностей руководителей.

Что нового?

1. Аттестация на установление соответствия педработника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности теперь проводят сами образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

2. Новый Порядок расширил категории педагогических работников, которые не проходят аттестацию. К ранее действовавшему списку добавились педагоги, которые занимают свою должность менее 2 лет и те, кто проболел более 4 месяцев.

3. Внесены изменения и в порядок прохождения аттестации по желанию — когда учитель хочет получить более высокую квалификационную категорию: первую или высшую.

По новым правилам  к действовавшим критериям оценки добавились результаты проверок, которые с этого года ежегодно будут проводить специалисты Минобрнауки в учебных заведениях; учителя должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты у всех учащихся и, кроме того, помочь детям, отстающим в учебе.

4. По новым правилам, результаты экспертизы на присвоение учителю высшей квалификации будут публиковаться в интернете — на сайтах органов государственной власти. Те, кому в присвоении высшей квалификации откажут, могут попробовать себя снова — через год.

Возможный вариант работы с документом

1.Ознакомить с новым Порядком проведения аттестации педработников организации;

2.Разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты организации по вопросам аттестации  педработников  в соответствии с утвержденным Порядком (Положение об аттестационной комиссии образовательной организации, график аттестации, форма Представления на педработника, форма распорядительного акта об аттестации, форма протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии и т.д.);

3.Разработать технологии аттестации педработника на соответствие занимаемой должности на основании утвержденного Порядка;

4. Определить технологии оценки профессиональной деятельности аттестуемого  педработника и требования к ним в соответствии с преподаваемым предметом.

5.Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации.

6.Создать аттестационную комиссию и утвердить ее состав распорядительным актом организации.

7. Разместить на информационном стенде все материалы по вопросам аттестации.

8.Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.

При работе с документом обращаем внимание на следующие положения Порядка.

1.Об имеющихся у работников квалификационных категориях

Установлено, что квалификационные  категории,     установленные педработникам  государственных и муниципальных образовательных учреждений ранее,  сохраняются в течение срока, на который они были установлены. 

2. Виды аттестации

·     обязательная — в целях подтверждения  соответствия  педагогических  работников  занимаемым  ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;

·     добровольная — по желанию педработника в  целях   установления первой или высшей квалификационной категории.

 3.Кто аттестуется

Аттестуются все педаработники образовательных организаций, осуществляющих образовательную  деятельность, в т. ч. совместители, а также работники, совмещающие должности наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором. 

4. Кто освобождается от аттестации

Утвержденный Порядок не касается профессорско-преподавательского состава.

Аттестацию  в  целях  подтверждения  соответствия    занимаемой должности не проходят следующие педработники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б)  проработавшие  в  занимаемой  должности  менее  двух   лет   в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам. Аттестация их возможна не ранее чем через два года   после выхода из указанного отпуска;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация их возможна не ранее чем через два года   после выхода из указанного отпуска;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд   в связи с заболеванием.   Аттестация их возможна не ранее чем через год после  выхода   на работу. 

5.Периодичность и сроки аттестации

Аттестация проводится  1 раз в 5 лет.

Квалификационная категория присваивается сроком на  5  лет.

Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

 6.Принципы аттестации

Коллегиальность,  гласность,  открытость,  обеспечивающие     объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации   при проведении аттестации. 

7.Порядок  аттестации

В документе подробно прописан порядок проведения аттестации педработников на соответствие занимаемой должности и присвоение им квалификационных категорий. При этом установлено, что:

а) В соответствии с Порядком аттестация педработников в  целях   подтверждения соответствия  занимаемым   ими     должностям на  основе  оценки  их   профессиональной деятельности проводится аттестационными  комиссиями, самостоятельно   формируемыми образовательными организациями, в соответствии  с распорядительным актом работодателя.

В  состав аттестационной комиссии организации  должны входить  председатель   комиссии,     заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, а также  в   обязательном порядке  представитель  выборного  органа     соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

При принятии решения аттестационные   комиссии   организаций  также  дают     рекомендации работодателю  о  возможности  назначения  на  соответствующие   должности педагогических работников лиц, не  имеющих  специальной  подготовки   или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные  характеристики  должностей  работников    образования» Единого   квалификационного   справочника   должностей     руководителей, специалистов и служащих и (или)  профессиональными  стандартами,   но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

б) Аттестация  педагогических  работников  в  целях   установления квалификационной категории проводится:

·     для  педагогических работников организаций, находящихся в ведении  федеральных  органов  исполнительной  власти, — аттестационными   комиссиями,   формируемыми   федеральными      органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;

·     в отношении педагогических работников организаций, находящихся  в   ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных  организаций — аттестационными  комиссиями,  формируемыми   уполномоченными     органами государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации. 

Аттестация педагогических работников проводится на основании ихзаявлений, подаваемых непосредственно в  аттестационную  комиссию,   либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с  уведомлением  в   форме электронного документа   с  использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».      Установлено, что заявления  о  проведении  аттестации  на присвоение квалификационной категории подаются   педработниками независимо от продолжительности  их работы в организации, в   том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.         Заявления о проведении аттестации в целях  установления   высшей квалификационной категории по должности,  по  которой  ттестация   будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не  ранее   чем через  два  года  после   установления   по   этой       должности первой квалификационной категории.              Истечение срока действия высшей квалификационной  категории   не  ограничивает право педагогического работника впоследствии  обращаться   в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.      Педработники,  которым  при  проведении   аттестации отказано в установлении квалификационной  категории,  обращаются  по  их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня   принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При  переходе  педагогических работников в другую  организацию,  в  том  числе  расположенную  в  другом    субъекте Российской Федерации,  установленные им квалификационные  категории  сохраняются до окончания срока их действия.       Обжалование результатов аттестации Результаты аттестации  работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аттестация учителей
Со 

Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников образовательных учреждений по должности «учитель»





Фамилия, имя, отчество


Дата рождения


Образование, какое учреждение закончил, год окончания


Место работы (полное наименование учреждения)


Должность (преподаваемый предмет)


Стаж педагогической работы


Стаж в данной должности


Наличие квалификационной категории, дата присвоения


























№ п/п

Наименование критерия

подтверждающие документы

Количество баллов по каждому показателю

Макс. балл

Оценка экспертной группы



I.

Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

 

 


1.

Средний балл обучающихся по итогам школьного мониторинга (межаттестационный период).

Сводная ведомость.

3,2-3,4

3,41-4

4,1 и более

15

 


5

10

15


2

Доля обучающихся, освоивших программу углубленного изучения предмета/ профильного обучения с оценкой 4 или 5 (%)

Приказ о реализации, справка, заверенная руководителем, в которой отражены результаты работы педагога.

40- 50

51 - 70

71 - 100

15

 


5

10

15


II

Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662

 

 


3

Средний балл обучающихся по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662

Данные РЦОИ

3,0-3,2

3,3 и более

35

 


20

35


III

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

 

 


4

Позитивные результаты участия обучающихся в мероприятиях Всероссийской олимпиады школьников, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, выставках, конференциях и др.

Грамоты, дипломы. Справка руководителя ОУ, подтверждающая победы и призовые места обучающихся при отсутствии Ф. И. О. учителя на грамоте.

Победители школьного этапа

Победители и призеры муниципального этапа

Победители и призеры регионального этапа

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников

8

 


2

3

4

5


При наличии более одного призового места в муниципальных, региональных или всероссийских мероприятиях +1 балл дополнительно за каждого (но не более 3 баллов).


5

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся в олимпиадах, открытых конкурсах, конференциях научных обществ, выставках, турнирах различного вида (заочные, дистанционные и др.)

Грамоты, дипломы и др. Справка руководителя ОУ, подтверждающая победы и призовые места обучающихся при отсутствии Ф. И. О. учителя на грамоте.

Победители школьного уровня

Победители и призеры муниципального уровня

Победители и призеры регионального уровня

Всероссийский уровень

8

 


2

3

4

5


При наличии победителей и призеров всероссийских мероприятий более одного призового места +1 балл дополнительно (но не более 3 баллов).


IV

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогический коллектив опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной

 

 


6

Повышение квалификации по профилю работы за 5 лет, профессиональная переподготовка.

Удостоверения, свидетельства, сертификаты. Справка о заочном обучении, об обучении в аспирантуре (указать ВУЗ, факультет).

Заочное обучение в ВУЗе по профилю, курсы до 72 часов,, семинары

Курсы повышения квалификации не менее 72 часов

Курсы повышения квалификации не менее 108 часов

Профессиональная переподготовка (более 500 часов) или обучение в аспирантуре

5

 


2

3

4

5


7

Уровень сформированности информационно-технологической компетентности педагога.

Справка руководителя ОУ, в которой отражены электронные пособия, используемые педагогом. Адреса сайтов.

Компьютерную технику и ТСО применяет эпизодически.

Использует мультимедийные технологии и образовательные Интернет-ресурсы в учебно-воспитательном процессе.

Системно использует мультимедийные и интерактивные технологии.

Системно использует мультимедийные и интерактивные технологии. Является активным членом Интернет-сообщества учителей..

5

 


2

3

4

5


8

Участие в инновационной или в экспериментальной деятельности, в работе стажировочных площадок.

Приказ об участии.

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Всероссийский уровень

6

 


1

2

3


За участие в нескольких проектах, исследованиях, экспериментах одновременно +1 балл дополнительно (но не более 3 баллов)


9

Наличие обобщенного педагогического опыта и его диссеминация.

Подтверждающий документ (сертификат, выходные данные, программа, приказ и т.д.).

Уровень ОУ

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Федеральный уровень

5

 


1

2

4

5


10

Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях.

Подтверждающий документ.

Уровень ОУ

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Федеральный уровень

8

 


2

3

4

5


При наличии 2-х и более выступлений на муниципальном, региональном или всероссийском уровнях +1 балл дополнительно за каждое (но не более 3 баллов)


11

Проведение открытых уроков, мастер-классов, выступления на постоянно действующих семинарах

Подтверждающий документ (программа, сертификат, справка и т.д.).

Уровень ОУ

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Федеральный уровень

8

 


2

3

4

5


При наличии 2-х и более выступлений, мастер-классов на муниципальном, региональном или всероссийском уровнях +1 балл дополнительно за каждое (но не более 3 баллов)


V

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

 

 


12

Публикация методических материалов (авторских программ, методических разработок, статей, пособий и др.).

Рецензия и выходные данные на публикацию.

Уровне ОО

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Всероссийский или международный уровень

5

 


1

3

4

5


13

Интернет-публикации методических материалов (авторских программ, методических разработок, статей, пособий, видеоуроков, презентаций и др. ЭОР).

Ссылка на интернет-публикацию.

2-3 публикации

4-5 публикаций

6-7 публикаций

8 и более публикаций

5

 


2

3

4

5


14

Наличие сайта/страницы.

Ссылка на Интернет-ресурс.

Страница на сайте ОО

Страница на сайте муниципального профессионального сообщества

Страница на сайте регионального профессионального сообщества

Страница на сайте всероссийского профессионального сообщества

Собственный сайт

5

 


1

2

3

4

5


15

Общественная и профессиональная активность педагога в качестве эксперта, члена жюри конкурса, участие в работе предметных комиссий, руководство методическим объединением.

Подтверждающий документ (приказ, справка, программа, удостоверение и т.д.).

Уровень ОУ

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Федеральный уровень

5

 


2

3

4

5


16

Победители и призеры профессиональных конкурсов

Подтверждающий документ.

Уровень ОУ

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Федеральный уровень

5

 


2

3

4

5


Участие на любом уровне 1 балл.


 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

143

 


 

 

Диапазоны баллов квалификационных категорий:


- 114 баллов и выше - уровень высшей квалификационной категории;





- от 85 до 113 баллов - уровень первой квалификационной категории;




- ниже 85 баллов – уровень, недостаточный для аттестации на квалификационную категорию.


















 

          Примечание: с 1 сентября 2015 года при прохождении аттестации на квалификационные категории будут учитываться результаты выходного контроля по окончании курсов повышения квалификации.